20.04.2024 Суббота

Главная » 2013 » Ноябрь » 23 » Массовые выводы спутников на орбиту. Кто больше?
Массовые выводы спутников на орбиту. Кто больше?
20 ноября 2013 года в 05:15 по московскому времени ракетоносителем "Минотавр" с космодрома острова Уоллопс в штате Вирджиния (США) был выведен на орбиту спутник военного назначения STPSat-3. Казалось бы, совершенно непримечательный старт. Через 12 минут 14 секунд после старта носителя произошло штатное отделение и спутник весом 180 кг занял свою орбиту высотой около 500 км с наклонением 40 градусов. В каталоге космического командования от получил номер 39380 и международное обозначение 2013-064А. Но после этого началось самое интересное: вслед за STPSat-3 началось отделение других спутников, которых на борту последней ступени оказалось 28 штук! Конечно, это были микроспутники формата CubeSat.

"Минотавр" на старте

– восемь КА Prometheus (1А, 1В, 2А, 2В, 3А, 3В, 4А и 4В), созданных специалистами Лос-Аламоской национальной лаборатории. С их помощью предполагается проверить возможность использования технологии CybeSat в интересах национальной обороны;

– КА Horus создан специалистами Ливерморской национальной лаборатории на базе платформы Colony II CubeSat Bus, разработанной компанией Boieng для Национального разведывательного управления США. С его помощью предполагается опробовать методики слежения за космическим мусором и провести ряд других экспериментов. Спутник имеет и другое название – STARE-B (Space-Based Telescopes for Actionable Refinement of Ephemeris-B). Его масса – 4 кг;

– КА ORSES – совместный проект офиса программы ORS и Центра космических и ракетных систем ВВС США. Его задачей является проверка функционирования каналов связи по доведению информации до тактического пользователя;

– два КА ORS Tech (1 и 2) разработаны специалистами Лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса и предназначены для отработки перспективных космических технологий;

– два КА SENSE (Space Environmental NanoSat Experiment) (1 и 2 или А и В) предназначены для проверки работы коммуникационных и навигационных систем наноспутников в условиях реального космического полета и влияния на них космической погоды. Масса каждого спутника 5 кг;

– КА Н2 (другое название Ho‘oponopono-2) создан специалистами Гавайского университета и предназначен для калибровки наземных радаров. Его масса 3,5 кг;

– КА KYSat-2 (Kentucky Space Consortium-2) создан в образовательных целях учебными заведениями штата Кентукки. Масса аппарата 1 кг;

– КА DragonSat-1 (Drexel University Satellite-1) создан специалистами Университета Дрексела и Академии ВМФ США для проведения научных экспериментов. Его масса 1 кг;

– КА NPS-SCAT (Naval Postgraduate School Solar Cell Array Tester) создан в аспирантуре ВМС США для испытаний различных видов солнечных батарей. Масса КА – 1 кг;

– КА Firefly создан специалистами Центра космических полетов имени Годдарда и предназначен для изучения магнитосферы Земли. Масса около 3 кг;

– КА Trailblazer [известен также как SPA-1 (Space Plug-and-play Architecture) Trailblazer] разработан в Университете штата Нью-Мексико и предназначен для отработки перспективных космических технологий. Масса спутника 1 кг;

– КА ChargerSat создан специалистами Алабамского университета в г. Хантсвилл для отработки перспективных технологий. Масса КА – 1 кг;

– КА Lunar (другое название Vermont Lunar Cubesat) создан в Техническом колледже Вермонта для отработки технолгий, которые в будущем будут использоваться при создании аппаратов, предназначенных для изучения Луны. Масса – 1 кг;

– КА COPPER (Close Orbiting Propellant Plume and Elemental Recognition) разработан и изготовлен в Университете Сент-Люиса и предназначен для изучения воздействия радиации на космический аппарат. Масса – 1 кг;

– КА Black Knight-1 создан в Академии США в Вест-Пойнте и предназначен для проведения технических экспериментов в интересах Министерства обороны США. Масса – 1 кг;

– КА SwampSat разработан студентами Флоридского университета и предназначен для проведения технических экспериментов. Масса – 1 кг;

– КА CAPE-2 (Cajun Advanced Picosat Experiment-2) разработан в Университете штата Луизиана и предназначен для отработки технологий, используемых при создании наноспутников. Масса – 1 кг;

– КА TJ3Sat (Thomas Jefferson Cube Sat) разработан в Высшей школе имени Томаса Джефферсона и предназначен для проведения научных исследований. Масса – 1кг;

– КА PhoneSat 2.0 создан в Исследовательском центре NASA имени Эймса и предназначен для отработки перспективных телекоммуникационных технологий. Масса – 1кг.

Старт носителя "Минотавр"

Кроме вышеперечисленных спутников на последней ступени носителя были размещены два неотделяемых контейнера с научным и технологическим оборудованием: AFSS (Autonomous Flight Safety System) и SoM/DoM.

Состоявшийся запуск был рекордным по числу выведенных одновременно на околоземную орбиту космических аппаратов. Правда, он уступает двум советским миссиям (“Космос-1985” в 1988 году, ”Космос-2052” в 1990 году), когда на орбите были выпущены 36 калибровочных сфер. Однако, все эти сферы были пассивными объектами, в то время как в этом запуске на орбиту выведены полноценные космические аппараты.

Удивительно, но этот рекорд продержался чуть больше суток.

21 ноября 2013 года в 11:10 московского времени из позиций Ясненской ракетной дивизии в Оренбургской области по заказу компании "Космострас" осуществлен пуск ракеты-носителя "Днепр" со спутниками DubaiSat-2 и STSAT-3 в качестве основной нагрузки и еще 31 космическим аппаратом в качестве попутного груза. Пуск успешный, все космические аппараты выведены на околоземную орбиту. Некоторые из них, находящиеся на спутнике UniSat-5, будут отделены от него спустя некоторое время.

Накатка обтекателя

- КА DubaiSat-2 создан южнокорейской компанией Satrei по заказу Института передовых исследований и разработок ОАЭ (Emirates Institution for Advanced Science and Technology, EIAST). Его масса около 300 кг. Предназначен для дистанционного зондирования Земли и отработки новых технологий.

- КА STSAT-3 (Science and Technology Satellite-3) разработан специалистами Корейского института перспективных исследований и технологий (Korea Advanced Institute of Science and Technology, KAIST). Масса 150 кг. Назначение – технические эксперименты, астрономические исследования, дистанционное зондирование Земли.

- КА SkySat-1 создан американской компанией Skybox Imaging для проведения съемок земной поверхности.

- КА WNISAT-1 (Weather News Inc. Satellite-1) принадлежит японской компании Weather News Inc. и предназначен для наблюдений за земной атмосферой в арктических районах. Его масса 10 кг.

- КА BRITE-PL (BRIght-star Target Explorer - Poland, другое наименование Lem) создан специалистами Польши и Канады и предназначен для астрономических наблюдений. Масса КА – 10 кг.

Старт "Днепр"

- КА AprizeSat-7 и AprizeSat-8 массой по 12 кг созданы специалистами американской компании SpaceQuest по заказу аргентинского оператора LatinSat (AprizeSat). Войдут в группировку низкоорбитальных спутников связи.

- КА UniSat-5 (University Satellite-5) создан в Римском университете “Ла Сапьенза”. Предназначен для отработки перспективных технологий.

- КА Delfi-n3Xr (другое название Delfi-Next) создан в голландском Техническом университете Дельфи. Масса 3 кг. Предназначен для отработки перспективных технологий.

- КА Dove-3 и Dove-4 принадлежат американской компании Cosmogia Inc. и предназначен для отработки перспективных технологий. Их масса – по 5,2 кг.

- КА Triton-1 создан в Великобритании и также предназначен для отработки перспективных технологий. Его масса 3 кг.

Ракета-носитель "Днепр"

- Два КА CINEMA (Cubesat for Ion, Neutral, Electron, Magnetic fields) массой по 4 кг созданы специалистами США, Южной Кореи и Великобритании и предназначены для научных исследований и изучения магнитосферы.

- КА OPTOS (Optical Nanosatellite) изготовлен в Нидерландах по проекту испанского Национального института аэрокосмической техники. Его масса 3 кг. Предназначен для отработки перспективных технологий.

- КА CubeBug-2 (другие наименования Capitan Beto и Manolito) принадлежит Министерству науки, технологий и инноваций Аргентины. Его масса 2 кг. Предназначен для отработки перспективных технологий.

- КА GOMX-1 принадлежит датской компании GOMSpace. Масса 2 кг. Предназначен для отработки перспективных технологий и для радиолюбительской связи.

- КА NEE-02 ‘Krysaor’ – эквадорский экспериментальный космический аппарат. Масса 1 кг.

- КА FUNcube-1 – радиолюбительский спутник Великобритании. Масса 1 кг.

- КА HiNCube (Hogskolen i Narvik CubeSat) массой 1 кг предназначен для отработки перспективных технологий. Изготовлен студентами норвежских университетов.

- КА ZACUBE-1 (South Africa CubeSat-1) изготовлен студентами Кейптаунского технологического университета. Масса 1 кг. Предназначен для отработки перспективных технологий.

- КА ICube-1 изготовлен специалистами пакистанского Института космических технологий. Предназначен для отработки перспективных технологий. Масса 1 кг.

- КА HumSat-D создан сотрудниками испанского Университета де Виго. Предназначен для отработки перспективных технологий. Масса 1 кг.

- КА PUCP-SAT-1 – первый перуанский спутник, созданный в Католическом университете Перу. Предназначен для отработки перспективных технологий. Масса 1 кг.

- КА First-MOVE (First Munich Orbital Verification Experiment) разработан и изготовлен в Мюнхенском техническом университете. Масса 1 кг. Предназначен для отработки перспективных технологий.

- КА UWE-3 (University of Wurzburg's Experimental) массой 1 кг разработан студентами университетов Германии. Предназначен для отработки перспективных технологий.

- КА VELOX-P-2 создан в сингапурском Наньянском техническом университете. Масса 1 кг. Предназначен для отработки перспективных технологий.

"Днепр"

- КА BeakerSat-1 (другие наименования Eagle-1 и SWESat) и $50SAT (другое наименование Eagle-2) созданы аспирантами американского Морехидского государственного университета. Предназначены для отработки перспективных технологий.

- КА QubeScout-S1 разработан и изготовлен в американском Мэрилендском университете. Предназначен для отработки перспективных технологий. Масса – 400 г.

- КА Wren массой 250 г изготовлен в Германии. Предназначен для отработки перспективных технологий.

- КА Pocket-PUCP изготовлен студентами Католического университета Перу. Предназначен для отработки перспективных технологий. Масса – 127 г.

- КА БПА-3 (Блок перспективной авионики-3) – экспериментальный украинский космический аппарат, предназначенный для отработки перспективных технологий.

Таким образом, состоявшийся пуск стал рекордным по числу одновременно выведенных на околоземную орбиту космических аппаратов. Предыдущий рекорд (29 спутников в одном запуске) продержался чуть более суток.

Справка.

Оба описанных носителя - результат конверсии вооружений.

Минотавр (Minotaur) семейство американских, полностью твердотопливных ракет-носителей разработанных на основе маршевых ступеней МБР "Минитмен" и "Пискипер"

Днепр — российско-украинская ракета-носитель, созданная на базе подлежащих ликвидации межконтинентальных баллистических ракет РС-20 (15А18) (в классификации стран НАТО — SS-18 "Сатана").

А.Макеев

Категория: Космос | Просмотров: 1355 | Добавил: buerok | Рейтинг: 5.0 |
1 Фарида • 07:06:06, 24.11.2013
Такими темпами в околоземном пространстве скоро места не останется
2 AlexCh • 10:25:07, 24.11.2013
В космосе, как в больших города, будут образовываться пробки... smile

Ничто не помогает по хозяйству так, как отключенный интернет.